Государственный национальный театр Удмуртcкой Республики

  Режиссер Владимир Сафонов отметил юбилей среди коллег и поклонников  

При стечении поклонников и коллег прошел в Национальном театре Удмуртской Республики юбилейный вечер заслуженного артиста Российской Федерации, народного артиста Удмуртии Владимира Сафонова.
Была показана одна из его постановок на сцене Национального театра - комедия «Ревизор». Цветы, аплодисменты, добрые слова благодарности получил герой от собравшихся. Его прекрасно знают все театралы Удмуртии со стажем.
Владимир Иванович Сафонов начинал в Государственном русском драмтеатре Удмуртии им. В.Г. Короленко как актер, но его притягивала к себе режиссура. После окончания режиссерского отделения Высшего театрального училища им Б. Щукина он начал ставить спектакли - и не только в родном театре, где в разные годы был то очередным, то главным режиссером, но и в Сарапульском муниципальном, и в Музыкальном театре (предшественнике театра оперы и балета).
Особенно крепкие связи установились с Национальным театром, где в последние два десятилетия у него появились одна за другой постановки как русской классики, так и пьес на удмуртском языке. Удивительно, что он - коренной «русак» из Саратова, так прижился в удмуртском театральном коллективе, что на репетициях у всех возникало ощущение, что он прекрасно понимает по-удмуртски.
Благодаря ему в репертуаре этого театра появились такие шедевры классической драматургии, как «Гроза» А. Островского, «Ревизор» Н. Гоголя, инсценировка повести А. Пушкина «Капитанская дочка», которые и открывают каждый новый сезон этого театра в рамках традиционной декады для школьников. Все они идут на языке оригинала - русском (только «Гроза» шла на двух языках). Среди его работ на удмуртском - комедия «Эмезь кисьмаку», «Намер», «Саня, Ваня но…» и другие.
Владимир Сафонов всегда был сторонником традиционного русского психологического театра в духе традиций Константина. Станиславского - на этом стоял и стоит. Ему интересно работать с актерами - через них выстраивать в спектакле сквозную линию действия и сверхзадачу. Это оказалось плодотворным для удмуртского театра, который, не имея больших сценических традиций, кроме фольклорных, развивался с 30-х годов на основе достижений русского профессионального театра, повторяя его путь.
— У меня к Владимиру Ивановичу теплое отношение как к человеку и как к режиссеру, - говорит художественный руководитель Национального театра Удмуртии Андрей Ураськин. - Могу часами беседовать с ним обо всем - и не только о театре, но и о природе, охоте, рыбалке. Но театр для него - на первом плане. Когда он работает над новым спектаклем, у него горят глаза, постоянно что-то придумывает и забегает ко мне по двадцать раз на дню: «А как вы смотрите, если я сделаю вот так…».
Пожалуй, Владимир Сафонов пока не ставил спектакли только в Театре кукол, но поздравлявшие его на юбилейном вечере вместе с другими коллегами кукольники, сказали: не исключаем в будущем совместной работы.
Нина Пузанова
«Удмуртская правда» 9 февраля 2016 г.