Государственный национальный театр Удмуртcкой Республики

  Сергей Яшин: «Горе от ума» - живая история  

Бессмертную комедию Грибоедова на сцене Удмуртского драмтеатра поставит специально приглашённый московский режиссёр, народный артист России Сергей Яшин. Это стало возможным благодаря гранту размером в 3,5 миллиона рублей, который театр выиграл в этом году. Ещё в начале июля прошло знакомство режиссёра с обновлённой труппой - 18 выпускниками ВТУ имени Щепкина, старейшего театрального вуза России, и читка пьесы. А непосредственно к репетициям актёры приступили лишь две недели назад.
Сергей Яшин до 2012 года руководил Театром Гоголя в Москве, поставил десятки спектаклей в других театрах, в том числе в «Современнике» и Большом драматическом, работал с Василием Лановым и Светланой Крючковой…
- Сергей Иванович, решение ставить «Горе от ума» исходило от вас или от руководства театра?
- Я в своей жизни никогда этот спектакль не ставил. И если бы не предложение, с которым ко мне обратилось руководство, может быть, так и не притронулся бы к бессмертной комедии. Оно меня очень заинтересовало как режиссёра, и, что важнее всего, у меня возникло желание. Я видел комедию много раз, в самых разных исполнениях. Только в Москве «Горе от ума» играют сразу на трёх площадках: в «Современнике», Малом театре и в антрепризе Олега Меньшикова, где, кстати, у него главная роль. Это значит, что спектакль живой и востребованный.
- То есть произведение, которому почти 200 лет, не теряет своей актуальности?
- Нисколько. Те российские реалии, которые ещё в 1823 году были подмечены в пьесе, не устарели. И сегодня всё иностранное возвышается над русским, и сегодня есть приверженцы старых порядков и те, кто стремится к капиталу, не считаясь с нравственными принципами. Правда, из-за жажды денег, заполонившей страну, Чацких стало гораздо меньше.
Бытовая, казалось бы, история удивительно проявила время, а точнее, безвременье и смуту. Позади осталась победа над французами в Отечественной войне 1812 года, впереди страну ожидало восстание декабристов, а в настоящем был ступор от несбывшихся надежд. Грибоедов замышлял пьесу после пяти лет безвылазного пребывания на службе в Персии (Иране). Приехав в отпуск на родину и написав комедию, автор, безусловно, хотел увидеть её сначала в печати, а потом и на сцене. Но цензорский комитет не разрешил ни того ни другого. Тем не менее текст очень быстро разошёлся в списках. Ещё Пушкин предсказывал, что пьеса разлетится на пословицы и поговорки, и был прав.
Нельзя рассматривать произведение вне контекста судьбы его творца. Мне открылось очень много интересного и трогательного, страшного и героического в жизни гениального Грибоедова. Большинство воспринимает его лишь как автора хрестоматийной комедии, а между тем он обладал множеством талантов, знал языки, был музыкантом и, конечно, блестящим дипломатом, вклад которого в историю взаимоотношений России и Ближнего Востока невозможно переоценить.
- Как происходило распределение ролей?
- С молодыми артистами я познакомился в Москве, посмотрев все их дипломные спектакли. Актёр, который в одном из составов будет Чацким (Максим Григорьев), играл писателя в спектакле «Девы» и показался мне по-настоящему живущим на сцене человеком, который сможет справиться с большой ролью. Молчалина (Сергей Наговицын), Софью (Марина Самсонова) и Лизу (Наталия Алексеева и Наталия Буранова) я также доверил вчерашним выпускникам. А вообще в спектакле занята вся студия. С остальными артистами театра я познакомился уже здесь, в Ижевске.
- Как вы считаете, молодые актёры – серьёзное приобретение театра?
- Молодёжь достойно вписалась в коллектив, и ребята действительно очень способные. Может быть, кто-то со временем отсеется, такое бывает. Жизнь в театре очень непростая, к сожалению, и малооплачиваемая. Здесь работают действительно подвижники, те, кто не может без театра. Но в большинстве своём этот курс очень одарённый. Среди них есть и те, кто мог бы блистать и на столичной сцене. А сейчас даже лучше, что они начинают свою театральную судьбу здесь. Я сам после учёбы в Ярославском театральном институте вернулся на время в Новосибирск, город, в котором я вырос, потом поступил в ГИТИС. Движение вверх происходило постепенно, но одно я точно знал: моя жизнь будет связана с театром.
- И, пожалуй, самый главный вопрос: что ожидать от спектакля? Будет ли это постановка по всем классическим канонам или что-то провокационное? Когда зрители смогут увидеть спектакль?
- Это будет, скорее, классическое прочтение. Никаких обнажений, современных одежд, коммунальных квартир. Мы попытаемся сохранить время, ауру дворянского дома. Но театр не музей, поэтому зритель сможет увидеть неожиданные решения, мизансцены. Мы подчеркнём некоторые детали, но не будем вводить необъяснимых символов, над которыми зрители сломают головы. Премьера намечена на середину ноября, хотя репетиции закончатся в конце сентября. В оставшееся время в цехах будут доделывать костюмы и декорации.
– После закрытия Театра Гоголя вы свободный художник. Вас приглашают работать в разные города. Вам нравится такая жизнь?
- Очень нравится знакомиться с новыми городами, актёрами, театрами, атомосферой. Например, до «Горя от ума» я работал в Оренбурге над пьесой Горького «Васса Железнова», в Амурском областном театре поставил Галича («Вас вызывает Таймыр»). Это интересный этап в моей жизни.

газ. «Известия УР»18 сентября 2013
http://izvestiaur.ru/culture/7788101.html