Государственный национальный театр Удмуртcкой Республики

Соловей удмуртской сцены: Виноградовой - 115 20.08.2024


Сегодня, 20 августа народной артистке УАССР Вассе Кирилловне Виноградовой (20.08.1909 – 21.09.1992) исполнилось бы 115 лет.
Васса Кирилловна родилась в деревне Удмурт Гондырево Алнашского р-на Удмуртии. В 1927 г.приехав в Ижевск, некоторое время была домработницей, затем токарем на завод. Одновременно посещала Центральный удмуртский клуб, где выступала с сольными номерами. На одном из концертов Вассу Виноградову увидели Игнатий Гаврилов и Кузьма Ложкин. Их покорил голос, исключительная музыкальность девушки, и они пригласили ее на работу в театр.

Из воспоминаний актрисы:
«Выпускной вечер в удмуртском клубе, говорят, номера готовьте.<…> я в мамином платье была, в фартуке, ботинки с пуговицами – удмуртский наряд, и коса у меня была большущая, толстая. И спела тогда песню «Мемие гурзэ эстэм, дыр, но…», а дуэтом с подругой пели «Тӧдьы Кам кузя параход кошке». А со сцены не отпускают, просят! Спели еще и русскую «Травушка-муравушка».
Пела я там, пела!
Петь кончила, грим еще не снимаю, такой красивой показалась самой себе! Ой, не хочется снимать ни платье, ни грим! И в это время приходят за кулисы двое парней, улыбаются и ко мне идут.
- Откуда ты будешь, хорошенькая девчушка? – спрашивают. Это были Игнатий Гаврилов и Кузьма Ложкин.
- С Алнашского района, из Гондырева.
- Хорошо поешь, - говорят. – А ты театр знаешь? Наш удмуртский театр?
Они уже два года учились в театральном техникуме, в феврале 1931 года показали свой первый спектакль.
- Была. «Вало ӧр куашетэ» («Река Вала шумит») посмотрела.
- Понравилось тебе?
- Понравилось.
- А какие роли тебе больше всего понравились?
- Тросточкин очень хорошо играл, говорю, Перминов и исполнительница роли Куашкам понравилась.
- Желаешь к нам прийти?
- Желаю! – отвечаю.
- А где ты работаешь?
- На заводе. Вот учиться послали. Вернусь на завод, женруком меня выбрали.
- Приходи сюда завтра, в 12 часов.
Пришла я в 12 часов. Они предложили мне в мяч поиграть под музыку, покричать, как будто в лесу заблудилась…. А мне так хочется, чтобы петь попросили, петь хочется.
- А стихи рассказывать можешь?
- Нет, лучше я расскажу как из Лягсьора к нам горох воровать приходили. А мы с братом сторожили этот горох. Начала я рассказывать, у меня фантазия «открылась», рассказываю, рассказываю, а они смеются: «Хватит, хватит!»
- На завод ты больше не пойдешь. Мы сами тебя оформим.
Работали они тогда в Клубе Октябрьской революции. Пришла. Сразу мне роль дали в спектакле М.Петрова «Батрак» роль Кушьи. На гастроли по лесозаготовкам поехали. Это было в 1931 году. Поступила я работать в театр в августе, в свой день рождения…»

Виноградова становится настоящим соловьем Удмуртского театра: ни один спектакль, в котором она участвовала, не проходил без ее пения. Не зная нот, она сочиняла тексты своим песням, чаще импровизируя, вкладывая в них душу. Васса Виноградова много песен напела и композиторам. Без ее участия не обходилась ни одна постановка.

Из воспоминаний актрисы:
«В спектакле «Мултан уж» («Мултанское дело») Кузьма Ложкин играл Олеша. Николай Греховодов, музыкальный руководитель театра, принес ему рекрутскую песню, которую мы исполняли в спектакле «Кезьыт ошмес» («Холодный ключ»). Я подошла к Николаю Максимовичу и говорю:
- Зачем одну и ту же песню повторять? Ведь так много подходящих песен. Вот запиши хоть эту – «Укно улад куать кызьпуэд» («Под окошком шесть березок»).
Вот эту песню и стал петю Олёш-Ложкин, когда его забирали на солдатчину.
После «Старого Мултана» мы ставили «Италмас» М.петрова. Там я играла роль Италмаса, бедной крестьянской девушки. Демьян Федотов играл Горея. Я напела для него песню «Сэрего но сэрего». Это алнашская песня. В этом же спектакле молодежь, гуляя, заходит к сесте матери Италмаса. К этой сцене я напела зимнюю песню «Ой, татчы но уд пыры ук».

Актриса не имела актерского образования. Лишь благодаря природному дарованию. Великому желанию овладеть новой для себя профессией, любви и преданности к ней дали в итоге удивительно плодотворные результаты. К работе она относилась исключительно добросовестно, не капризничала, не требовала выигрышных ролей. Какую бы роль ни получила, отдавалась ей полностью, часто мучаясь и переживая, но не оставляла работы, пока не добивалась необходимого результата.

Из воспоминаний актрисы:
«В спектакле Игнатия Гаврилова «Кезьыт ошмес» («Холодный ключ» )мне поручили роль бедной девушки Жаги. Трудно мне было работать над образом. Пришлось вспоминать и своих деревенских подружек, и специально ходила на базар наблюдать и всегда что-нибудь там находила для своей героини. Но неожиданно для себя нашла свою героиню в деревне Баргаш-Бигра. Мы выехали всей труппой в эту деревню познакомиться с теми местами, где по преданиям когда-то был Камит Усманов. И вот в доме, куда меня поселили, я увидела девушку. Круглолицая, в лаптях, очень бедно одетая. И на игрища она не идет, на улице молодежь веселится уже, а она сидит дома.
- Милая, а почему ты на улицу не идешь, к подругам? – спрашиваю.
- А у меня ботинок нет
- А зачем тебе ботинки на гулянки идти? Одень новые лапти, намотай белые портянки.
- У меня и портянок нет, - отвечает. – У меня мама не родная…
И разговаривает она негромко. Взяла я от этой девушки ее манеру, ее характер. И песню народную пела. Вот так я работала над ролью. Моим «учебником» был базар, многие образы я выследила там».

Много было сыграно ролей за 30 лет сценической деятельности талантливой артисткой. Среди множества разнообразных ролей - Наталь («Зӥбет зурка» - «Иго содрогается»), Чабъя («Камит Усманов»), Анна Андреевна («Ревизор»), Тюливить («Сюан» - «Свадьба»), тетушка Ажан («Аршин мал алан»), Юбера («Аннок»), Зоя Кабышева («Вуж юрт» - «Старый дом») и др. В каждой из героинь проявляются различные нюансы, тонкости национального характера, присущие удмуртским женщинам.

Васса Кирилловна вела активную концертную деятельность. Вместе с Клавдией Гавриловой они составили прекрасный дуэт.

Из воспоминаний актрисы:
«Большие связи я поддерживала всегда с композиторами, аккомпаниаторами. Михаил Коробов (самодеятельный композитор), работал у нас баянистом. И вот к пятилетнему юбилею театра был у нас банкет. На этом банкете я, Клавдия Гаврилова и была еще актриса по фамилии Пирк, - не помню как ее зовут, спели песню и давай нам аплодировать. И тогда вышел разговор между Игнатием Гавриловым и Семеном Колесниковым, моим мужем. Давайте, говорят, дуэт организуем. Вот мы уже с Клавой настраиваем голоса, а баяниста еще нет у нас. И как раз в это время объявили первый конкурс эстрадников. И у него возникло желание направить нас туда, на этот конкурс. Подготовили нас, костюмы сшили. Прослушали нас здесь, потом поехали в Киров. А в Кирове попали мы в Москву, на заключительный конкурс. Приехали из Москвы уже дипломантами конкурса. Это очень настроило и по возращении мы стали подбирать репертуар, искать песни. С нами уже работали Греховодов, Коробов».

Более десяти лет звучали их песни в концертных программах театра. Пела Васса Кирилловна по-народному, то снижая голос, то поднимая его до оперного звучания.
В 1951 г.зазвучал новый дуэт Вассы Виноградовой и Нины Бакишевой. Исполненные ими песни «Поръялоз, поръялоз» и «Лемлет сяська» вошли в золотой фонд Удмуртского радио.
В 1940 г. Виноградовой было присвоено звание заслуженной артистки Удмуртской АССР, в 1952 г. – народной артистки УАССР.